Психологическая помощь лежачим пожилым людям

Уделим внимание лежачему больному

Возможно, Вашей семье приходиться общаться с пожилыми людьми, которые в силу тяжести заболевания не могут самостоятельно подняться с постели. Такие люди ведут «кроватный» образ жизни и большинству из них каждый прожитый день дается с трудом не только в физическом, но и в моральном плане. Чтобы отвлечь пожилого человека от навязчивых мыслей, вывести из депрессии и апатии, в порой и просто поднять настроение, предложите поиграть.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Предложите подопечному восстановить порядок действий некоторого процесса, в котором раньше тот принимал активное участие. Примеры заданий: «Как испечь блины», «Как стирать белье», «Как пришить пуговицу», «Как готовиться ко сну». Ваша задача следить, чтобы не нарушалась хронология событий и не были забыты основные этапы.

 Я ВИЖУ

Вы задумываете любой предмет, находящийся в комнате, и начинаете его описывать. Задача подопечного – догадаться что это за предмет. Если угадано верно, дайте возможность загадать и пожилому человеку.

ПО АНАЛОГИИ

Предложите подопечному подобрать слово по аналогии с предложенным вами примером: «Корабль плывет, самолет…», «Белка – орешки, кошка - …», «Человек – нос, слон - …, пчела - …», «Солнце – желтое, радуга - …», «Она – балерина, он - …; она – коза, он - …; она – стрекоза, он - …».

ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИЙ

Это одна из известных игр на развитие мышления. Вы перечисляете четыре слова, одно из которых отличается от остальных определенным признаком. Пожилой человек должен указать на это слово. Например: «Каша, кошка, кукла, кофта» (лишнее кошка, т.к. одушевленное); «Карета, машина, ходунки, лодка»,  (лодка, т.к. передвигается по воде); «Лимон, огурец, солнце, цыпленок» (огурец, т.к. зеленый)…

ПОГРУЗКА ПОЕЗДА

Вы говорите: «Давайте нагружать поезд. В первый вагон мы складываем все колючие предметы». По очереди вы перечисляете все колючие предметы. Теперь очередь подопечного загадать по какому принципу вы будете подбирать грузы для второго вагона (определенного цвета, в горошек, на определенную букву…).

МАТРЕШКА

Начинается эта игра вашими словами: «Вот таблетка (пуговица, бусинка…). Во что ее можно положить?». Подопечный отвечает: «В коробочку». Вы: «А во что можно поместить коробочку? Подопечный: «В тумбочку»… Вы: «А куда можно поставить тумбочку?» Подопечный: «В комнату». Вы: «А…»…

ВСПОМНИ ВСЕ

Попросите пожилого человека вспомнить как одет врач (клоун, повар, строитель…) или перечислить предметы, лежащие в тумбочке (сумке). Другой вариант тренировки – вспомнить мельчайшие подробности какого-нибудь события (визита в гости, поход в театр, магазин…).

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

В эту игру рекомендуется играть, когда вам пришла пора покинуть подопечного. Скажите: «Мне пора идти, а вам задание подсчитать все круглые (треугольные, прямоугольные…) предметы в комнате. Справитесь? Можно подсчитывать предметы одной категории, например, все деревянное или все на букву «о».

КАРМАН

С помощью этой игры можно обыграть полученное для подопечного письмо,  вновь выписанную таблетку и т.д. Вы заранее кладете некоторый предмет в карман (обратите внимание на то, что таблетки кладутся в карман в таблетнице, градусник в специальной защитной упаковке…) и просите угадать что спрятано в вашем кармане. Подопечный может задавать различные вопросы о предмете, а вы должны отвечать на них.

ПОИСК ЭПИТЕТОВ

Вы называете некий предмет, а подопечный придумывает к нему как можно больше эпитетов. Рекомендуем начать игру, предложив рассказать больному какой он сегодня сам (добрый, веселый, активный…).

КОЛЛЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Вместе с пожилым человеком вы сочиняете историю, придумывая каждый по предложению.  Обычно получается очень весело!



до перелiку статей